Медицинский словарь
Питание
Питание - зана потребность в линолевой кислоте (г/кг массы тела).
В связи со значительными изменениями в системе общего и профессионального образования в «Нормах» 1991 г. для детей-школьников и подростков внесены изменения в ранее рекомендованные величины потребностей, отражающие возрастную энергоемкость процессов обучения. Энергетическая ценность рационов различных групп школьников увеличена на 50—200 ккал/день. Введен дифференцированный подход при определении энергетических потребностей для учащихся СПТУ различного профиля. По среднесуточному расходу энергии в процессе обучения имеются три категории СПТУ: I категория — 2650 ккал/день, II категория — 3050 ккал/день и III категория — 3350 ккал/день. В связи с таким делением для подростков, обучающихся в системе профессионально-технического образования и работающих на производстве, предусматривается дополнительное потребление энергии (по отношению к нормам для школьников) и пищевых веществ в размере 10—15% для девушек, осваивающих специальности, отнесенные ко II категории СПТУ и юношей к III категории. Средний расход энергии в период практического освоения трудовых навыков может быть определен равным 1,7 величины основного обмена 18 ч. + энерготраты соответствующей профессии 6 ч.
Рекомендуемая потребность населения в белке определена на основании результатов исследований, установивших оптимальные белково-энергетические отношения в рационах для различных групп населения. Уровни потребностей в белке в среднем в 1,5 раза превышают таковые, необходимые для сохранения азотистого равновесия. Осталась прежней рекомендация, определяющая квоту животного белка: для взрослого населения она должна составлять 55%. Уточнены потребности для детей.
Удельный вес жиров для всех групп взрослого трудоспособного населения определен в размере 30% калорийности. Для оценки физиологической полноценности жировой части рационов, в которых используются различные пищевые жиры, определена норма потребности в незаменимой линолевой кислоте, на долю которой и регионах взрослого населения и детей старше года и подростков должно приходиться 1—6% калорийности.
В «Нормах» нашел отражение новый принцип определения потребностей беременных и кормящих женщин. Физиологические нормы для этих групп (табл. 5) выражены как необходимая добавка к норме, соответствующей физической активности к возрасту. Такой принцип дает лучшую возможность оценить соответствие рациона изменившемуся физиологическому состоянию женщины.
В «Нормах» нашли отражение результаты исследований последних лет по уточнению потребностей в витаминах и минеральных элементах, в частности определены потребности в йоде и цинке. Для ряда микроэлементов еще не представляется возможным дать рекомендуемые уровни потребностей, но имеется достаточно оснований определить их безопасные уровни потребления. В «Нормах» 1991 г. впервые даны так называемые безопасные уровни потребления ряда микроэлементов людьми различных возрастных групп, позволяющие избежать вредного воздействия на организм недостатка и избытка этих элементов (табл. 7). Внесенные в «Нормы» изменения и дополнения направлены на наиболее полное удовлетворение физиологических потребностей человека в зависимости от его биологических особенностей и социальной среды и тем самым на улучшение и повышение социальной активности. [В приводимых таблицах 2—3 потребность в витамине А выражена в мкг эквивалентах ретинола (1 мкг эквивалент = 1 мкг ретинола или 6 мкг бета-каротина); потребность в витамине Е выражена в мг токоферолэквивалентах (1 мг токоферолэквивалент = 1 мг альфа-токоферола); потребность в витамине D выражена в мкг холекальциферола (10 мг холекальциферола = 400 И Е витамина D) потребность в ниацине выражена в эквивалентах ниацина (1 эквивалент = 1 мг ниацина или 60 мг триптофана в рационе)].
Изложенные выше положения конкретизированы на примере расчета суточных энерготрат водителя автобуса (табл. 8).
Таблица 7
Безопасные уровни потребления микроэлементов
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
| Группы | Возраст | Медь, мг | Миккроэлементы |
| населения | | |------------------------------------------------------------------------------------|
| | | | Марганец, мг | Фтор, мг | Хром, мкг | Молибден, |
| | | | | | | мкг |
|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Дети | 0—5 мес. | 0,4—0,6 | 0,3—0,6 | 0,1—0,5 | 14—40 | 15—30 |
| |----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| | 6 мес. — 1 | 0,6—0,7 | 0,6—1,0 | 0,2—1,0 | 20—60 | 20—40 |
| | год | | | | | |
| |----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| | 1—3 года | 0.7—1,0 | 1,0—1,5 | 0,5—1.5 | 20—80 | 25—50 |
| |----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| | 4—6 лет | 1,0—1,5 | 1,5—2,0 | 1,0—2,5 | 30—120 | 30—75 |
| |----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| | 7—10 лет | 1.0—2,0 | 2,0—3,0 | 1,5—2,5 | 50—200 | 50—150 |
| |----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| | 11 и старше | 1,5—2,5 | 2,0—5,0 | 1,5—2,5 | 50—200 | 75—250 |
|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Взрослые | | 1,5—3,0 | 2,0—5,0 | 1,5—4,0 | 50—200 | 75—250 |
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Таблица 8
Пример расчета потребности в энергии с учетом изменений коэффициента физической активности (КФА) в течение суток
Мужчина 40 лет, месса тела 70 кг, основной обмен 65 ккал/час. Профессия — водитель городского автобуса
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
| Вид активности | КФА | Продолжительность | Энерготраты |
| | | активности, ч | (КФА основной |
| | | | обмен), ккал |
|---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Сон и отдых в постели | 1,00 | 8 | 520 |
|---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Профессиональная активность | 3,23 | 6 | 1260 |
|---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Активность вне профессии: | | | |
|---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| — социально-желательная активность и | 3,00 | 2 | 390 |
| активные формы отдыха (дорога на работу и | | | |
| домой, работа по хозяйству, активный отдых) | | | |
|---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Другие виды физической активности и | 1,50 | 8 | 780 |
| пассивный отдых в свободное время | | | |
|---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Всего | | | 2950 ккал/сутки |
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
См. также Питание лечебное, Питание лечебно-профилактическое.
Библиогр.: Бодяжина В.И. Акушерская помощь в женской консультации, с. 52, 145, М., 1983; Ванханен В.Д. Руководство к практическим занятиям по гигиене питания, М., 1987: Григоров Ю.Г. и Козловская С.Г. Питание и феномен долголетия, Киев, 1988, Основы лечебного питания беременных, под ред. Е.П. Самборской и Л.В. Гутман, Киев, 1984; Основы рационального питания детей, под ред. К.С. Ладодо и др., Киев, 1987; Петровский К.С. и Ванханен В.Д. Гигиена питания, М., 1982; Покровский А.А. Роль биохимии в развитии науки о питании, М., 1974; он же, Беседы о питании, М., 1986; Руководство для врачей школ, под ред. Г.Н. Сердюковской, с. 176, М., 1983; Руководство по геронтологии, под ред. Д.Ф. Чеботарева и др., с 471, М., 1978; Руководство по педиатрии, под ред. Р.Е. Бермана и В.К. Вогана, пер. с англ., т. 1, с. 296, М., 1987; Скурихин И.М. и Шатерников В.А. Как правильно питаться, М., 1987, библиогр.; Справочник по детской диететике, под ред. И.М. Воронцова и А.В. Мазурина, Л., 1980; Химический состав пищевых продуктов, под ред. И.М. Скурихина и М.Н. Волгарева, кн. 1—2, М., 1987; Химический состав пищевых продуктов, под ред. И.М. Скурихина и В.А. Шатерникова, М., 1984, библиогр.
II
Питание
процесс поступления, переваривания, всасывания и усвоения в организме веществ, необходимых для покрытия его энергетических трат, построения и обновления тканей и регуляции функций организма.
|
|