Медицинский словарь
Грудной ребёнок
Грудной ребёнок - нальгин и парацетамол. Вводить их лучше в прямую кишку. Необходимую для ребенка данного возраста часть таблетки измельчают, разводят в 30 мл (2 столовых ложках) слегка подогретой (до 30—33°) воды и вводят с помощью баллончика для клизмы. Разовые дозы анальгина для детей до 1 года составляют 0,005 г, парацетамола 0,01 г на 1 кг массы тела. Так, ребенку с массой тела 4 кг нужно ввести 0,02 г (0,005 г 4) анальгина, то есть 1/5 часть таблетки, содержащей 0,1 г препарата или 0,04 г парацетамола (0,01 г 4), то есть 1/5 часть таблетки, содержащей 0,2 г препарата. Для ребенка с массой тела 10 кг разовая доза анальгина составляет 0,05 г (1/2 часть таблетки, содержащей 0,1 г препарата), парацетамола — 0,1 г (1/2 часть таблетки, содержащей 0,2 г препарата). При спазме периферических сосудов (бледность кожи, холодные конечности) необходимо дать ребенку 1/4—1/3 таблетки но-шпы внутрь.
Если после введения жаропонижающего средства температура тела не снижается, применяют меры физического охлаждения. Наиболее распространенным из них является обтирание тела ребенка полуспиртовым раствором или водкой: жидкость наливают на ладонь и быстро растирают ею обнаженного ребенка, после испарения спирта и высыхания кожи ребенка одевают, не укутывая. При проведении влажного обтирания нужно следить за состоянием ребенка, чтобы не допустить переохлаждения. Физическое охлаждение может быть достигнуто также путем подвешивания пузыря со льдом (завернутого в пеленку или салфетку) к голове ребенка таким образом, чтобы он только слегка ее касался, прикладыванием пузыря со льдом либо бутылочек с холодной водой к крупным сосудам (внутренняя поверхность бедер, боковая поверхность шеи). Пузырь со льдом или бутылочку с холодной водой держат 10—15 мин, затем делают такой же перерыв.
Понижение температуры тела. У детей первого года жизни, особенно у новорожденных, при неправильном уходе (продолжительные воздушные ванны, чрезмерно легкая одежда) в связи с несовершенством системы терморегуляции может быстро наступить переохлаждение со снижением температуры тела ниже 36°. Это происходит преимущественно у недоношенных и ослабленных детей.
При снижении температуры тела ниже 36° ребенка необходимо согреть: напоить теплым подслащенным чаем, одеть в прогретое (утюгом или на батарее центрального отопления) белье, к ногам положить теплую (не горячую!) грелку, обернутую пеленкой. Если после этого температура тела не повышается, необходимо вызвать врача, так как низкая температура тела может быть проявлением (иногда первым) тяжелых патологических состояний: сердечно-сосудистой недостаточности, снижения функции щитовидной железы и надпочечников, уменьшения содержания сахара в крови и др.
Понос (диарея) у детей первого года жизни, особенно у новорожденных, встречается часто. При этом стул учащается до 8—10 раз в сутки, кал водянистый, с комочками слизи, неоднородного цвета с участками желтого, зеленого и беловатого цвета. Причинами поноса могут быть неправильное питание матери (употребление несвежей пищи, продуктов, обладающих слабительным эффектом) и нарушения режима вскармливания (беспорядочные кормления, перекорм, неправильный подбор молочных смесей), дисбактериоз кишечника, кишечные инфекции, врожденные нарушения кишечного всасывания, пищевая аллергия. Упорный понос, возникающий с первых месяцев жизни, чаще всего связан с наследственно обусловленными дефектами ферментов желудочно-кишечного тракта и нарушением вследствие этого кишечного всасывания. Понос на фоне срыгивания фонтаном и рвоты является одним из основных признаков врожденной дисфункции коры надпочечников. В большинстве случаев понос имеет инфекционную природу, при этом он сопровождается обычно повышением температуры тела, иногда значительным, с нарушением функции нервной системы (возбуждение, судороги); при кишечных инфекциях у детей до 1 года может быстро наступить генерализация процесса (сепсис).
Так как при поносе любой природы может быстро развиться обезвоживание организма и ухудшиться состояние ребенка, необходимо обратиться к врачу, не пытаясь самостоятельно лечить ребенка. Если мать предполагает, что причиной поноса явилось нарушение вскармливания ребенка или употребление ею послабляющих продуктов, нужно принять соответствующие меры. До прихода врача для предотвращения обезвоживания организма необходимо обильно поить ребенка подслащенным чаем или чуть подсоленной водой, раствором регидрона; если наблюдается рвота, поить ребенка нужно часто маленькими порциями — через 10—15 мин по 1—2 чайных ложки. Можно давать отвар лекарственных растений, обладающих закрепляющим эффектом: 1 чайн. л. смеси (кора дуба, цветки ромашки, трава зверобоя в равных количествах) залить 250 мл кипящей воды, выдержать 30—40 мин, процедить и принимать по 1 чайн. л. 3—4 раза в день. Кормить ребенка до прихода врача не следует. Горшок или пеленку с испражнениями нужно сохранить, осмотр испражнений поможет врачу установить диагноз. При подозрении на кишечную инфекцию, врожденную патологию (нарушение кишечного всасывания, дисфункция надпочечников), наличии признаков интоксикации (повышение температуры тела, вялое сосание, нарушение функции нервной системы) и обезвоживания организма с потерей более чем 5% массы тела необходима госпитализация ребенка.
Если состояние ребенка нетяжелое, стул нечастый и необильный, нет рвоты, лечение может проводиться в домашних условиях под наблюдением врача. Питание должно соответствовать возрасту ребенка. Исключаются продукты, которые вызывают пищевую аллергию. Объем пищи в первые дни уменьшают наполовину, затем постепенно доводят до нормы. Для детей первых месяцев жизни идеальной пищей является грудное молоко, при его отсутствии назначают кислые молочные смеси (например, ацидофильную «Малютку»), кефир, рисовую кашу на половинном молоке, овощное пюре. При поносе любой природы целесообразно давать ребенку бифидум-бактерин — препарат, содержащий бифидобактерии, которые являются основным представителем нормальной микрофлоры кишечника у детей до 1 года, и ферментные препараты (абомин, фестал и др.), улучшающие пищеварение. Дозы и длительность применения этих лекарств определяет врач.
Срыгивание и рвота. Срыгивание — наблюдается у большинства здоровых детей первых месяцев жизни, что связано с анатомо-физиологическими особенностями пищеварительной системы. Оно характеризуется внезапным выбрасыванием небольшого количества нествороженного молока (или молочной смеси) во время или сразу после кормления, возникает без видимого усилия и не сопровождается изменением поведения и настроения ребенка. Наиболее частыми причинами срыгивания у здоровых детей являются перекорм, заглатывание воздуха при жадном сосании или неполном охвате околососкового кружка (см. Аэрофагия), тугое пеленание, нарушение двигательной функции желудка при возбуждении (плаче) ребенка, недостаточная активность ферментов желудочного сока.
Срыгивание обычно прекращается после устранения погрешностей, допускаемых при кормлении ребенка. Во избежание перекорма необходимо следить, чтобы объем высасываемого молока (молочной смеси) соответствовал физиологической норме для ребенка данного возраста. Количество высосанного из груди молока определяют путем взвешивания ребенка на медицинских весах до и после кормления в одних и тех же пеленках. Ежедневные утренние взвешивания обнаженного ребенка до начала кормления позволяют проследить за нарастанием его массы. При отсутствии весов проверить объем молока в груди можно, сцедив его перед кормлением ребенка в мерную посуду. Следует помнить, что объем молока в правой и левой молочной железе может быть различным. Кроме того, количество молока в течение 8—9 недель после родов постепенно возрастает. Поэтому определять его нужно через каждые 5—7 дней. Очень важно следить за техникой кормления. Ребенок должен захватывать при сосании не только сосок молочной железы, но и околососковый кружок. Отверстие в соске при кормлении из бутылочки не должно быть большим, иначе ребенок будет захлебываться. Держать бутылочку необходимо так, чтобы в соску не попал воздух. После окончания кормления ребенка нужно подержать в вертикальном положении 5—10 мин, затем положить на бок, приподняв головной конец постели. При частом срыгивании кормить ребенка следует в полувертикальном положении. При необильных срыгиваниях и хорошей прибавке массы тела докармливать ребенка не нужно.
В тех случаях, когда при правильном вскармливании срыгивания продолжаются, особенно если замедляется нарастание массы тела ребенка, необходимо обратиться к врачу, который поможет установить причину этого состояния и назначит соответствующее лечение. Частые, обильные срыгивания могут быть проявлением пороков развития пищевода и желудка (укорочение и сужение пищевода, расширение входной части желудка, пилоростеноз — сужение выхода из желудка и др.), нарушения функции центральной нервной системы вследствие родовой травмы или внутриутробного кислородного голодания и других заболеваний.
Рвота — стремительное выбрасывание большого объема желудочного содержимого, в конце которого ребенок издает характерный звук (будто он давится) — может быть обусловлена теми же причинами, что и срыгивание, но часто является первым признаком заболеваний и пороков развития пищеварительного тракта, требующих хирургического вмешательства: непроходимости кишечника, пилоростеноза и др. При рвоте ребенка нужно уложить на бок, приподняв голову и верхнюю часть туловища. Ребенок должен быть осмотрен врачом. Если рвота молоком повторяется, а также если в рвотных массах даже при однократной рвоте есть примесь желчи или крови, необходимо немедленно вызвать скорую помощь. Рвотные массы нужно сохранить до прихода врача, так как их вид может помочь установить причину рвоты. При обильной и повторной рвоте, особенно если она сопровождается поносом, для предотвращения обезвоживания организма ребенка нужно поить кипяченой водой, чаем по 1—2 чайн. л. через 10—15 мин.
Судороги у детей первого года жизни, в том числе у новорожденных, чаще являются следствием нарушения функции центральной нервной системы в результате травмы или асфиксии в родах. Нередко они возникают при инфекционных заболеваниях головного мозга (например, при менингококковой инфекции), а также при высокой температуре тела. У детей, страдающих рахитом, судороги могут быть обусловлены нарушением кальциевого обмена (спазмофилия); чаще они возникают у искусственно вскармливаемых детей.
По характеру мышечных сокращений судороги у грудных детей бывают клоническими (подергивания мышц, отведение глазных яблок в сторону или вверх), тоническими (напряжение мышц, в результате которого туловище, конечности, голова как бы застывают в одном положении) и тонико-клоническими (тонические судороги сменяются клоническими); по распространенности — локальными и общими. Общие судороги чаще протекают по типу тонико-клонических и сопровождаются потерей сознания. У детей до 6 мес. спазмофилия проявляется главным образом общими судорогами и ларингоспазмом (спазмом мышц гортани, в результате которого наступает сужение и закрытие голосовой щели, приводящее к затруднению вдоха и иногда к остановке дыхания), после 6 мес. — тоническими судорогами стоп и кистей.
При появлении у ребенка судорог необходимо срочно вызвать скорую помощь. Доврачебная помощь состоит в защите ребенка от механических повреждений, прикусывания и западения языка. Если судороги возникли на фоне высокой температуры тела, до прихода врача нужно для ее снижения использовать жаропонижающие средства и методы физического охлаждения (см. выше Повышение температуры тела). Неотложная помощь при ларингоспазме — см. выше Дыхательные расстройства.
УХОД И ПИТАНИЕ.
Правильный уход за ребенком и рациональное вскармливание облегчают процесс адаптации новорожденного к новым условиям существования, обеспечивают правильное его развитие и способствуют предупреждению многих патологических состояний и заболеваний.
Уход. Все необходимое для ухода за ребенком в домашних условиях нужно приготовить заранее. Комната, где он будет находиться, должна быть чистой, сухой. Ее следует освободить от ненужных в данный момент вещей. Перед прибытием матери с новорожденным из роддома нужно провести тщательную уборку всей квартиры, в последующем влажную уборку проводят ежедневно, каждые 3 ч проветривают комнату, где находится ребенок, по 10—15 мин, температуру воздуха в ней поддерживают на уровне 20—22°, а если ребенок недоношенный — 22—24°. В теплое время года форточка или окно должны быть постоянно открыты, при этом не следует покрывать голову ребенка чепчиком, косынкой. В комнате не должно быть посторонних запахов, недопустимо курение.
Предметы ухода раскладывают на столике рядом с кроваткой и прикрывают их чистой марлей или салфеткой. Необходимо иметь стерильное вазелиновое масло, стерильную вату, соски (6 штук) и эмалированную кастрюлю для их кипячения, термометры для измерения температуры тела и воды, баллончик для клизмы, газоотводную трубку, грелку, ножницы, глазные пипетки (2—3 штуки), свежеприготовленный 5% раствор марганцовокислого калия, раствор этилового спирта (70°), 3% раствор перекиси водорода, раствор фурацилина 1:5000, 5% спиртовой раствор йода или 1% спиртовой раствор бриллиантового зеленого.
Комплект белья для новорожденного должен включать 20—25 хлопчатобумажных пеленок (70 100 см), 12 пеленок из фланели (70 100 см), 20—25 подгузников из марли (50 50 см), 2 клеенки (60 60 см), 4—6 простыней и столько же пододеяльников, 6—10 хлопчатобумажных распашонок, 4—6 фланелевых распашонок, 2—3 тонких и теплых чепчика, байковое, шерстяное и ватное одеяла, 10—12 ползунков. Все новые вещи необходимо выстирать и прокипятить. В дальнейшем белье стирают по мере необходимости и проглаживают с обеих сторон утюгом. Белье детей первого года жизни стирают только детским мылом.
Кроватку ребенка ставят в светлом месте вдали от нагревательных приборов, батарей, дверей, окон, чтобы она не находилась на сквозняке. Высота ее стенок не должна быть ниже уровня груди годовалого ребенка (около 60 см), чтобы он не мог выпасть из нее, т.к. во втором полугодии дети становятся достаточно активными и подвижными. Для предупреждения искривления позвоночника новорожденного кладут в, кроватку без подушки, нежелательно использовать ватные и пуховые матрацы, предпочтительнее — из конского волоса, соломы или поролона. Недоношенному ребенку под голову и плечевой пояс подкладывают невысокую плотную подушку.
Ежедневно ребенку умывают лицо и руки теплой водой, при пользовании водопроводной водой предварительно кипятить ее не требуется. Ушные раковины протирают смоченной водой ваткой, а слуховые проходы осторожно ватным жгутиком. Кожные складки (шейные, подмышечные, за ушными раковинами, локтевые, паховые, подколенные) смазывают стерильным вазелиновым или подсолнечным маслом либо специально для этого предназначенными детскими кремами. Нос чистят ватным жгутиком, смоченным в вазелиновом масле. Жгутик можно смачивать грудным молоком или предварительно закапывать 1—2 капли молока в нос. Для туалета глаз используется раствор фурацилина (1:5000), глаза протирают ваткой, смоченной этим раствором, по направлению от наружного угла к внутреннему. Если в области пупочной ранки нет отечности, покраснения, выделений, обрабатывать ее достаточно 1 раз в сутки. Сначала в пупочную ранку закапывают 2—3 капли 3% раствора перекиси водорода, затем осушают ее стерильным ватным тампоном и обрабатывают 1% спиртовым раствором бриллиантового зеленого, 5% раствором марганцовокислого калия или 5% спиртовым раствором йода. В связи с тем, что эти средства окрашивают кожу и не позволяют вовремя обнаружить легкую красноту и другие признаки воспаления, некоторые педиатры рекомендуют использовать вместо них 70% этиловый спирт или спиртовые настойки багульника, хлорофиллипта и др. Все тело ребенка и особенно пупочную ранку необходимо ежедневно осматривать. При появлении красноты, отечности, мокнутия в области пупочной ранки, высыпаний на коже необходимо срочно обратиться к педиатру. Ногти на руках и ногах надо стричь 1 раз в 5 дней, не очень коротко. Ножницы предварительно кипятят или протирают спиртом, концы их должны быть закругленными.
На новорожденного надевают две распашонки — тонкую и теплую. Обе распашонки с длинными рукавами, зашитыми наглухо или имеющими клапан. Распашонки подгибают наружу так, чтобы нижний край их находился на уровне пупка. Затем ребенка пеленают. В первые дни при пеленании покрывают ручки и головку, со 2—3-го дня жизни их оставляют свободными. На пеленальном столе расстилают фланелевую пеленку, сверху тонкую хлопчатобумажную, а на нее кладут подгузник, сложенный треугольником. Ребенка укладывают так, чтобы верхний край прямоугольных пеленок располагался на уровне подмышечных впадин, а широкая часть подгузника — под спиной. Нижний конец подгузника проводят между ног ребенка на живот, боковые заворачивают поочередно вокруг туловища. Затем оборачивают вокруг туловища сначала один, затем другой край прямоугольной тонкой пеленки, нижний край загибают кверху и концы подворачивают кзади. Таким же образом оборачивают и фланелевую пеленку. Запеленутого ребенка помещают в хлопчатобумажный конверт на байковое одеяло, сложенное в несколько слоев. Если нет конвертов, ребенка (в зависимости от времени года) завертывают в байковое одеяло или покрывают льняным покрывалом. В жаркую погоду ребенка оставляют без покрывала. Менять пеленки нужно перед кормлением, а также после каждого мочеиспускания и дефекации. Использованные пеленки нужно обязательно стирать. Нельзя подсушивать намоченные пеленки, так как оставшиеся на них соли раздражают кожу ребенка. Примерно с месячного возраста ребенку уже можно надевать ползунки, вязаные башмачки. По мере того как ребенок начинает стоять, ему необходима одежда, не стесняющая движений, — штанишки, колготки, гольфы. С 7—8-месячного возраста надевают пинетки, с 11—12-месячного возраста — ботинки.
Купать ребенка необходимо с первого дня после выписки из роддома. Встречающиеся иногда рекомендации начинать купать новорожденных лишь после заживления пупочной ранки, недостаточно обоснованы. Кожа, слизистые оболочки у новорожденного подвергаются бактериальному обсеменению во время родов или вскоре после родов, с кожи возбудители инфекции быстро попадают в пупочную ранку. Ранние и регулярные купания позволяют избежать массивного бактериального обсеменения кожи, слизистых оболочек и, соответственно, пупочной ранки. В условиях города можно пользоваться водопроводной водой; если вода взята из реки, пруда или другого водоема, ее предварительно кипятят. Недоношенных детей в первые 2—3 мес. купают в кипяченой воде. До заживления пупочной ранки (первые 10—19 дней) новорожденного купают в бледно-розовом растворе марганцовокислого калия. Вначале готовят концентрированный раствор, затем его добавляют в ванну с водой. Температура воздуха в помещении, где купают грудного ребенка, должна быть 22—25°. Перед каждым купанием ванночку тщательно моют водой с мылом, желательно обдать ее кипятком. В первые 6 мес. купать ребенка следует ежедневно, в последующем — 2—3 раза в неделю. Нерегулярные купания могут привести к нарушению терморегуляции у ребенка и, соответственно, к повышению у него температуры тела, появлению потницы, опрелостей, гнойничковых элементов на коже (Кожа). Купать ребенка лучше перед последним вечерним кормлением, продолжительность пребывания в воде не должна превышать 5—7 минут. Два раза в неделю ребенка нужно купать с детским мылом, намыливать его тело нужно рукой, т.к. губкой можно повредить кожу. Температура воды для купания — 37° (для недоношенных детей 38°). В воду ребенка опускают осторожно, положив голову и спинку на левую руку, а правой поддерживают ягодицы и ножки. Затем правую руку освобождают, кисть левой руки перемещают в левую подмышечную впадину ребенка, а его спинку и головку поддерживают левым предплечьем. Правой свободной рукой его моют. После купания ребенка нужно ополоснуть чистой водой 36—37°, обсушить его тело проглаженной простыней, промокая, а не вытирая кожу, чтобы не травмировать ее. При купании новорожденных удобно пользоваться специальными подставками для детской ванночки.
К горшку ребенка приучают после того, как он начинает уверенно сидеть. Его следует обязательно сажать на горшок перед сном и после сна. Не рекомендуется делать это ночью, прерывая сон. Горшок должен стоять в определенном месте. Долго держать ребенка на горшке не следует, лучше посадить еще раз через некоторое время. Но и слишком часто этого делать не надо.
Гулять с ребенком желательно ежедневно в любое время года. Чистый, прохладный воздух улучшает аппетит, сон. В летнее время начинают гулять сразу после выписки из роддома, а зимой с 3—4-й недели жизни при температуре воздуха не ниже — 10°. Одевают ребенка для прогулки в зависимости от погоды. В зимнее время поверх домашней одежды надевают теплую рубашку, завертывают в байковое одеяло, затем в ватное. Лицо ребенка должно быть открыто. Первый раз выходят на прогулку на 10 мин, затем ее продолжительность постепенно увеличивают на 5—10 мин. Длительность прогулок в дальнейшем зависит от состояния погоды, в осенне-зимнее время она не должна превышать 2 ч. Гулять с ребенком нужно не менее 2—3 раз в день. В летнее время он должен быть на свежем воздухе в тени по возможности целый день. Недоношенных детей в летнее время можно выносить на прогулку не ранее чем с 2-недельного возраста при температуре воздуха 25—26° и отсутствии ветра. Осенью и весной разрешаются прогулки только детям с 11/2-месячного возраста с массой тела не менее 2500 г при температуре воздуха не ниже 10°. Зимой можно гулять с детьми, достигшими возраста 2 мес. и имеющими массу тела не менее 2800—3000 г при температуре воздуха не ниже — 8°.
Полезны воздушные ванны, способствующие закаливанию организма. Летом их проводят на воздухе, а зимой в помещении, в любом случае температура воздуха не должна быть ниже 22—21°. Начинают воздушные ванны с 1—11/2 мес., оставляя ребенка обнаженным на 1—2 мин 2—3 раза в день. Затем это время постепенно увеличивают и к 6 мес. доводят до 8—10 мин, а к концу первого года жизни — до 12—15 мин. Во время воздушной ванны надо менять положение ребенка, одновременно можно проводить массаж или гимнастику. Летом воздушные ванны проводят в тени, т.к. у детей до 1 года прямые солнечные лучи могут легко вызвать тепловой удар, ожоги кожи.
Водные закаливающие процедуры начинают обычно в 3—4-месячном возрасте с влажных обтираний, постепенно и осторожно. Вначале в течение 11/2—2 нед. кожу ребенка 2 раза в день растирают сухой фланелью или кусочком мягкой шерстяной ткани до покраснения. После сухих обтираний начинают влажные. Для этого рекомендуют пользоваться варежкой из мягкой махровой ткани. Ее смачивают в воде, отжимают и равномерно растирают отдельные участки тела, остальные в это время находятся под одеялом. Температура воды вначале 35—36°, через неделю 32—33°, затем каждый месяц температуру снижают на 1°, но не ниже 30°. Обтирания проводят обычно после утреннего сна в течение 4—6 мин.
Массаж и гимнастика способствуют развитию всех органов и систем организма, правильному формированию скелета и мышц. Их начинают обычно с 11/2—2 мес. Комнату хорошо проветривают, температура воздуха в ней должна быть не ниже 20°. Для занятий удобен стол высотой около 70 см, покрытый сложенным в несколько слоев одеялом, клеенкой и пеленкой. Летом занятия можно проводить на воздухе, в тени, при температуре не ниже 20°. Для процедур лучше выбирать одно и то же время — за 30 мин до еды или через 1—11/2 ч после нее. Каждое упражнение или прием массажа повторяют от 2 до 6 раз, общая продолжительность занятия не больше 10—12 мин. Можно проводить их и 2 раза в день. Основными приемами массажа для Г. р. являются поглаживание и растирание (рис. 3—5). Их делают легкими, нежными и плавными движениями от периферии к центру (от кисти к плечу, от стопы к паховой складке и т.д.). Во время массажа рук и ног их слегка сгибают.
Занятия гимнастикой в возрасте 11/2—3 мес. включают так называемые пассивные упражнения, основанные на безусловных рефлексах: проведение пальцами по позвоночнику вызывает его разгибание (рис. 6), при укладывании на живот ребенок старается приподнять голову, при прикосновении к стопам — отталкивается ногами. Полезно вызывать активные движения ногами, руками и всем телом в ответ на поглаживание и обращение к ребенку. В возрасте 3—6 мес. вводят пассивные движения для конечностей (например, скрещивание рук и ног, растягивание мышц-разгибателей спины), а в конце этого периода — активные движения: ползание, движения руками и др. (рис. 7—20). Можно несколько раз в день класть ребенка на живот. В возрасте 6—10 мес. основное внимание обращают на ползание, которое укрепляет многие группы мышц туловища и конечностей. В комплекс упражнений вводят повороты со спины на живот и обратно, круговые движения руками, выгибание, приседание и др. Желательно для занятий использовать яркие, разные по форме игрушки. В 10—14 мес. в комплекс вводят такие упражнения, как поднимание ног, приседание при поддерживании за руки, наклон и выпрямление туловища и др.
Обращаться с ребенком нужно ласково, с рождения как можно больше разговаривать с ним. Это способствует формированию положительных эмоций, становлению речи. Психологический климат в семье должен быть благоприятным. Если мать возбуждена, чем-то расстроена, ребенок становится беспокойным, плохо спит.
Питание. Лучшей пищей для детей первых месяцев жизни является грудное молоко, которое легко усваивается, содержит все необходимые вещества: белки, жиры, углеводы, витамины, микроэлементы и др. Противоинфекционные факторы грудного молока в определенной мере защищают детей от многих болезнетворных вирусов и бактерий. К груди здорового доношенного новорожденного прикладывают через 2 ч (в некоторых родильных домах через 6—8 ч) после рождения. В первые дни после родов молочные железы матери выделяют молозиво, с 4—5-го дня — переходное молоко и лишь на второй неделе молоко по своему составу становится зрелым. Молозиво по сравнению со зрелым молоком содержит больше белка, жиров, витаминов, противоинфекционных факторов, имеет более высокую энергетическую ценность. Состав грудного молока, его изменения в течение первых 2 недель соответствуют потребностям новорожденных этого периода. Такое питание помогает ему легче адаптироваться к условиям внеутробного существования. В первые дни после родов мать кормит ребенка лежа, слегка повернувшись к лежащему рядом ребенку и придерживая его рукой. Со 2—3-го дня кормить ребенка можно сидя на кровати, а с 3—4-го дня — сидя на стуле, поставив одну ногу (соответствующую той молочной железе, к которой прикладывают ребенка) на скамеечку и поддерживая рукой голову и спину ребенка, лежащего у матери на коленях.
Число кормлений в сутки зависит от возраста ребенка: до 4 мес. его кормят каждые 31/2 ч 6 раз в сутки (ночной перерыв 61/2 ч), а затем каждые 4 ч 5 раз в сутки (ночной перерыв 8 ч). Вяло сосущих детей и детей с низкой массой тела до 3-месячного возраста кормят 7 раз в сутки каждые 3 ч с ночным перерывом 6 ч. Этого правила следует придерживаться и при кормлении детей первородящими женщинами, т.к. 7-разовое кормление способствует поддержанию необходимого уровня лактации и продлению периода грудного вскармливания.
Потребность в молоке с каждым днем возрастает, если в первые сутки жизни новорожденный высасывает 70—80 мл молока, то к 10-му дню жизни — около 650 мл (примерно 90 мл в каждое кормление). В дальнейшем примерный суточный объем пищи составляет для ребенка до 6 нед. — 1/5, от 6 нед. до 4 мес. — 1/6, от 4 до 6 мес. — 1/7 массы тела. У детей с избыточной массой тела он должен быть несколько ниже рассчитанного. После 6 мес. жизни до 1 года суточный объем пищи равен 1 л. Более точно определить необходимое ребенку количество пищи поможет врач. Между кормлениями ребенку следует давать теплую кипяченую воду (30—50 мл на 1 кг массы тела).
При грудном вскармливании нужно придерживаться следующих правил: прикладывать ребенка к груди через определенные промежутки времени, если наступило время кормления, а ребенок продолжает спать, то через 15—20 мин его надо разбудить; при каждом кормлении прикладывать только к одной груди, к другой — при следующем кормлении; перед прикладыванием к груди вымыть руки, обмыть сосок молочной железы ватой, смоченной кипяченой водой; чтобы ребенок мог дышать носом во время кормления, пальцем придерживать молочную железу сверху; держать ребенка у груди не более 20 мин, не давая ему засыпать, но допуская короткие остановки для отдыха; после кормления сцедить оставшееся молоко и обмыть сосок кипяченой водой. Пища кормящей матери должна быть разнообразной, содержать достаточное количество белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных веществ. Не рекомендуется чрезмерно острая пища, лук, чеснок, придающие неприятный запах и вкус грудному молоку. Категорически запрещается употреблять алкогольные напитки, курить.
Затруднения при кормлении грудью возникают при нарушении формы сосков молочных желез (малые, плоские, втянутые), трещинах сосков, воспалении молочных желез (мастит), а также в связи с наличием у ребенка неправильного прикуса, расщелины губы или неба, заболевания слизистой оболочки рта (например, молочницы) и др. При неправильной форме сосков используют специальные накладки, облегчающие кормление ребенка. В случае образования трещины соска также применяют накладки, длительность кормления сокращают до 10—12 мин, по назначению врача сосок обрабатывают мазями, способствующими эпителизации кожи. Детей с пороками развития губ и неба, неправильным прикусом вначале кормят с ложечки, затем они обычно приспосабливаются к сосанию. Если мать заболела острой респираторной вирусной инфекцией (грипп и др.), ангиной, пневмонией, кормить ребенка следует в маске. Особенности кормления ребенка при воспалении молочной железы у матери — см. Мастит.
Со второго месяца жизни для удовлетворения потребности организма в водорастворимых витаминах назначают фруктовые соки. Недоношенным детям соки вводят с 14-го дня жизни. Соки приготовляют непосредственно перед кормлением, за исключением соков черной смородины и облепихи, которые можно заготовлять впрок. Вначале дают 5—10 капель сока, постепенно в течение недели его количество увеличивают до 1 чайной ложки. К 6 мес. количество сока доводят до 30—50 мл в день, во втором полугодии жизни ежедневно дают ребенку 60—80 мл сока. Соки разводят кипяченой водой или сцеженным женским молоком. Соки цитрусовых не следует смешивать с яблочным, морковным и капустным, содержащими фермент, разрушающий витамин С. С третьего месяца жизни в пищу вводят пюре из сырых фруктов. Вначале дают 1/2 чайн. л. пюре, затем постепенно увеличивают его количество (при отсутствии расстройств желудочно-кишечного тракта) до 10 чайн. л. (50 г) к 4 мес. жизни. С 6 мес. ребенку дают различные фруктовые пюре по 60 г в день (в 2 приема). В возрасте 4—4,5 мес. в рацион добавляют яичный желток, начинают с 1/4 желтка и постепенно увеличивают до 1/2. Яйцо варят вкрутую, желток протирают через сито и разводят грудным молоком до кашицы.
Прикорм назначают с 41/2—5 мес. жизни ребенка, так как грудное молоко перестает полностью удовлетворять его потребностям. При этом нужно соблюдать следующие правила: блюда прикорма начинают давать перед кормлением грудным молоком, постепенно увеличивая их объем; ребенка докармливают грудным молоком, пока объем прикорма невелик, а затем полностью заменяют прикормом одно из кормлений; новое блюдо прикорма вводить только после того, как ребенок привык к предыдущему; не давать в одно кормление только жидкие или, наоборот, густые блюда прикорма, а сочетать их. Первым блюдом прикорма является овощное пюре, в состав которого, наряду с картофелем, входят капуста, брюква, морковь, свекла, тыква, кабачки и другие овощи. Вначале перед одним из кормлений дают с ложечки 5—10 г овощного пюре, затем количество пюре постепенно увеличивают, заменяя им одно из кормлений грудным молоком.
С 5—51/2-мecячнoro возраста вводят молочные каши (вначале манную, затем с 6—7 мес. рисовую, гречневую, овсяную) и заменяют ими еще одно кормление грудью. В первые 2 нед. кашу варят на овощном отваре пополам с коровьим молоком, добавляя 5% манной крупы. Затем варят на цельном молоке, количество крупы увеличивают до 8—10%. С 7 мес. в рацион включают блюда из нежирной говядины (или куриного мяса) — мясной бульон (с 2 чайн. л. до 30—50 мл), затем фарш (с 10 г до 50—70 г к концу года). В последующем мясной фарш заменяют фрикадельками (10 мес.) и паровыми котлетами (к 12 мес.). Вместо мяса 1—2 раза в неделю можно давать рыбу (если ребенок хорошо ее переносит). С 5—51/2 мес. в прикорм добавляют 3—5 г сливочного масла.
В 71/2—8-месячном возрасте вводят творог (до 30—40 г) с кефиром или ацидофильным молоком. Таким образом, 8-месячного ребенка утром и на ночь прикладывают к груди, а три дневных кормления обеспечиваются различными блюдами прикорма. Недоношенных детей переводят на смешанное вскармливание раньше — с 3—31/2 мес. Последовательность введения блюд прикорма та же. С 7—8 мес. ребенка приучают пить из широкой чашки. С 8—9 мес. детей, умеющих сидеть, во время кормления следует сажать на специальный стульчик с высокой спинкой, подлокотниками и подставкой для ног.
После 10 мес. ребенка постепенно отнимают от груди. Утреннее, а затем и вечернее кормление заменяют 180—250 мл цельного молока или кефира с 5% сахара, добавляют печенье или сухарик (5—10 г), которые размачивают. Не рекомендуется отнимать ребенка от груди в летнее время (особенно в жаркий период), при остром заболевании, проведении вакцинации, контакте ребенка с инфекционными больными.
Естественное (грудное) вскармливание обеспечивает гармоничное развитие детей, их устойчивость к различным заболеваниям, меньшую аллергизацию организма. Если при соблюдении режима вскармливания у здорового ребенка масса тела нарастает недостаточно, необходимо проверить количество высасываемого им молока путем повторных взвешиваний на медицинских весах до и после кормления или измерения объема сцеженного молока. Если после кормления в груди остается молоко, его надо сцедить и докормить ребенка с ложечки. При недостатке грудного молока назначают докорм. В первые недели жизни ослабленным детям, детям с неустойчивым стулом, а также в жаркое время года желательно давать в качестве докорма сцеженное донорское молоко. При большом дефиците материнского молока (свыше 1/3 суточного количества) переходят на смешанное вскармливание, при котором ребенок получает грудное молоко и докармливается молочными смесями. Переход на смешанное вскармливание осуществляют постепенно — в течение не менее 7—10 дней.
При отсутствии молока у матери прибегают к искусственному вскармливанию. Молочные смеси для вскармливания детей первого года жизни готовят из коровьего молока. Условно их делят на адаптированные и неадаптированные. Состав адаптированных смесей («Малютка», «Малыш» и др.) приближен к составу женского молока. Белки этих смесей усваиваются почти так же хорошо, как белки грудного молока. Адаптированные смеси содержат растительные масла (подсолнечное, оливковое, кокосовое, соевое и др.), восполняющие недостаток ненасыщенных жирных кислот в коровьем молоке, а также углеводы, стимулирующие формирование нормальной кишечной микрофлоры, витамины (особенно жирорастворимые), минеральные соли (железа, меди и др.), лизоцим.
Неадаптированные молочные смеси готовят путем разведения коровьего молока или кефира слизистыми отварами из рисовой, гречневой или овсяной крупы. При равном содержании в смеси молока (кефира) и отвара крупы получают смеси № 2 (Б), которые используют очень редко для кормления детей первых 2 нед. жизни или в первые 3—5 дней при внезапном исчезновении молока у матери; смеси № 3 (В) содержат 2 части молока (кефира) и 1 часть отвара, применяются при кормлении детей в возрасте от 2 нед. до 3 мес. С 3-месячного возраста детям дают цельное коровье молоко или кефир. Во все смеси, молоко и кефир добавляют 5% сахара, т.к. содержание его в коровьем молоке ниже, чем в женском.
При искусственном вскармливании нужно соблюдать следующие правила: смесь выбирать с учетом возраста ребенка (например, смесь «Малютка» дают детям первых двух месяцев жизни, смесь «Малыш» — детям старше 2 мес.); суточный объем пищи при искусственном вскармливании должен быть таким же, как при естественном; при кормлении детей неадаптированными смесями необходимо раньше, чем при естественном вскармливании, вводить фруктовые соки и пюре, увеличивать калорийность рациона примерно на 10%, по сравнению с естественным вскармливанием, прикорм вводить с 4 мес. (блюда прикорма такие же, как при естественном вскармливании); в связи с тем, что при кормлении молочными смесями несколько повышается потребность детей в воде, ежедневно ребенок должен выпивать до 200 мл воды; промежутки между кормлениями должны быть на 30 мин больше, чем при естественном вскармливании, т.к. молочные смеси длительнее задерживаются в желудке (при этом уменьшается число кормлений в сутки); смеси перед употреблением следует стерилизовать и подогревать до 35—40°; отверстие в соске нужно делать прокаленной на огне иглой, а не ножницами, оно должно быть таким, чтобы содержимое вытекало каплями (можно сделать несколько маленьких отверстий), бутылочку при кормлении нужно держать так, чтобы горлышко ее было все время заполнено смесью.
При искусственном вскармливании необходимо тщательно наблюдать за нарастанием массы тела, характером стула и поведением ребенка. Масса тела детей, находящихся на искусственном вскармливании, часто нарастает быстрее, чем при грудном вскармливании. В то же время двигательные функции у них развиваются медленнее (на 1—2 нед.), ниже устойчивость к инфекционным заболеваниям.
Рис. 16. Упражнение, развивающее и укрепляющее мышцы спины и рук (ребенок лежит на животе): взяв ребенка за руки, его приподнимают и слегка оттягивают назад верхнюю часть туловища.
Рис. 20. Упражнение, развивающее и укрепляющее мышцы живота (ребенок лежит на спине): левой рукой удерживают ноги ребенка, правой — поглаживают живот по часовой стрелке.
Рис. 15. Упражнение, развивающее и укрепляющее мышцы туловища: ребенка держат за ноги одной рукой, а другой — поддерживают туловище, стараясь, чтобы ребенок удерживал головку, напрягая мышцы шеи и туловища и прогибаясь при этом в пояснице.
Рис. 5. Массаж ног (ребенок лежит на спине): одной рукой держат его ногу, другой поглаживают от стопы к паховой области (упражнение повторяют попеременно для левой и правой ног).
Рис. 1. Схематическое изображение проекций большого (а) и малого (б) родничков.
Рис. 6. Упражнения, развивающие и укрепляющие мышцы спины (ребенок лежит на боку): большим и указательным пальцами производят скользящее движение вдоль позвоночника снизу вверх.
Рис. 4. Массаж рук (ребенок лежит на спине): одной рукой держат полусогнутую руку ребенка, другой поглаживают ее от кисти до плеч (упражнение повторяют попеременно для левой и правой рук).
Рис. 9—10. Упражнения, развивающие и укрепляющие мышцы рук (ребенок лежит на спине): сначала одну, затем другую руку ребенка отводят вверх и назад (рис. 9), а затем скрещивают на груди (рис. 10).
Рис. 13. Упражнение, развивающее и укрепляющее мышцы живота (ребенок лежит на спине): взяв ребенка за руки, его медленно переводят в положение сидя.
Рис. 3. Массаж спины (ребенок лежит на животе): тыльной поверхностью кистей поглаживают спину снизу вверх, начиная от ягодиц.
Рис. 8. Упражнение, развивающее и укрепляющее мышцы ног и живота (ребенок лежит на спине): сгибают и разгибают одновременно обе ноги.
Рис. 14. Упражнение, развивающее и укрепляющее мышцы туловища и плечевого пояса: ребенка ставят на поверхность стола, руками поддерживают ноги, выпрямленные в коленных суставах; при этом ребенок наклоняется, чтобы взять игрушку.
Рис. 7. Упражнение, развивающее и укрепляющее мышцы ног (ребенок лежит на спине): попеременно сгибают и разгибают его ноги.
Рис. 2. Развитие статических и двигательных функций у грудного ребенка по месяцам.
Рис. 17 — 18. Упражнение, развивающее и укрепляющее мышцы спины и рук: из положения лежа на спине (рис. 17) ребенок приподнимается, держась за палку (рис. 18).
Рис. 11 — 12. Упражнение, развивающее и укрепляющее мышцы рук и спины (ребенок «ходит» на руках): вид спереди (рис. 11) и сбоку (рис. 12).
Рис. 19. Упражнение, развивающее и укрепляющее мышцы живота и ног (ребенок лежит на спине): руками удерживают ноги ребенка, выпрямленные в коленных суставах, затем поднимают ноги кверху, максимально сгибая их в тазобедренных суставах.
III
Грудной ребёнок
ребенок от момента рождения до конца первого года жизни.
|
|