Войти     Регистрация
Медицинские статьи
Анатомия, болезни, психология, красота, здоровье

А меня примете?


Почему некоторых детей не принимает коллектив? Казалось бы, такой общительный дома - и вдруг такой одинокий в школе. Но тот ребенок, которого вы каждое утро кормите завтраком, а вечером целуете перед сном, может восприниматься одноклассниками совсем не так, как вы себе это представляете... Школа - это дети, и только дети. После звонка коридоры наполняет визжащая, бурлящая, бегущая толпа, сторонясь которой учителя жмутся к стеночке. Кто же стоит в стороне от общего гула большой перемены? Отвергнутые – это те, с которыми не хочет дружить никто вообще, с которыми не желают иметь общих интересов, занятий, привязанностей, с которыми даже сидеть рядом не будут, хотя они в свою очередь тянутся к коллективу и принимают многих... В семье ребенок, как правило, находится в обстановке полной любви и принятия. Вы его любите уже за то, что он есть. Но группа ему подобных судит строже. Ябеда, зубрила, дурак, подлиза, псих, маменькин сынок, богатенький Буратино, новенький... Отвергнутого обязательно отнесут к какой-то из этих групп, наделив обидным прозвищем. Ведь дети за версту чувствуют разницу между нормальными, составляющими большинство, и тем, кто выбивается из общего ряда. За что? Дурак... Какие только значения не вкладываются в это прозвище! От девчачьего кокетливого в ответ на мальчишечью выходку до боевого клича перед дракой. Но клеймо дурака, прилипшее к одному и тому же ученику, - это уже грозный признак. Любой класс единодушно отвергает того, кого Бог обделил интеллектом. Помните, и в вашем классе был такой, сидящий за последней, а иногда и за первой партой с полным отсутствием выражения лица? Один развлекался на уроках тем, что запихивал в рот монеты, а потом у него текла зеленая слюна. Другой, поставленный в угол к раковине, изображал из себя посетителя бани и старательно тер подмышки. И это был его звездный час, потому что класс весело смеялся. Но звенел звонок, начиналась перемена и внимание одноклассников переключалось на более достойный объект. Таким рисовали и рисуют тройки, закрыв глаза, а они сидят все школьные годы на своих последних партах как зачумленные. Класс над ними даже не смеется - просто не замечает. А вот другой пример. Саша - крепкий упитанный мальчик. Широкая спина загораживает сидящим сзади весь обзор, но пересадить даже за второй стол нельзя. Мама просила... До седьмого класса она находит время, чтобы утром лично проводить сыночка до школьных дверей. Во все поездки и походы ходит вместе с ним, неся его рюкзачок и исхитряясь сунуть в пухлую ручку то булочку, то банан. Если Саша заболеет, мама сама приходит к учителю, узнает, что задали на дом. И не хотят общаться ребята с Сашей. Даже физику сдувать не просят. А Саша, прекрасно чувствуя сложившуюся вокруг него обстановку, тщетно заглядывает в глаза одноклассников, пытаясь завязать с ними дружбу. Да, тяжела участь маменькиного сыночка! Хоть дети и понимают прекрасно, что в школу они ходят получать знания, почему-то слишком старательных учеников они не жалуют. Зубрилами обычно считают тех, кто ни за что не хочет делиться знаниями с остальными. Такие не расстаются с книжками даже на переменках, а на уроке аккуратненько поднимают руку как раз в те моменты, когда класс замирает в полном недоумении. Но попробуй попроси у них списать домашнее задание! Как бы не так! Обольют холодным презрением, скажут: Сам должен делать! Просить у них быстро перестают, но и по другим вопросам обращаться не будут. Между зубрилами и подлизами грань очень тонкая. Ведь школьники подчас отлично выученный урок расценивают как попытку понравиться математичке или химозе. Но подлизы - категория особая. Это классические маленькие Чичиковы, умеющие лебезить и прислуживать: они и доску лишний раз вытрут, и сумку учительскую до класса донесут, и шоколадку на стол подложат. И улыбаются они всегда так сладко, так умильно, что нормальному ребенку просто тошно делается. Дружить с подлизой не хочет никто. Одноклассники сторонятся опасливо и тех, кого они считают психованными. Это дети эмоционально неустойчивые, не умеющие владеть собой. Они либо начинают горько плакать в тот момент, когда по школьному этикету следует гордо задрать нос и показать, что тебе это до лампочки, либо в злобе швыряют книжки и тетрадки. Поскольку реакция такого психа непредсказуема, дети предпочитают не рисковать и в контакт не вступать. Вы ведь тоже постараетесь обойти стороной человека, чье поведение кажется вам странноватым. Отношения в классе формируются в отсутствие ребенка, если он часто или подолгу болеет. Вот типичная история. Алеше врачи поставили диагноз - диабет. Медики советовали родителям отпускать мальчика на занятия, когда он чувствовал себя хорошо. Но мама и бабушка так боялись за Алешу, что в школу он не ходил никогда. Гулял молча и чинно в парке, держа за руку кого-то из взрослых. Глаза всегда грустные, вид серьезный. Чтобы хоть как-то разорвать круг одиночества Алеши, классный руководитель пытался организовать посещение больного детьми, но мама по телефону попросила этого не делать: вдруг дети занесут инфекцию? Больных класс отвергает, потому что не видит их и преспокойно без них обходится. А вот ябед, подлиз, богатеньких, маменькиных сынков школьники еще и презирают, подчас даже ненавидят. Иногда их можно понять... Излишняя родительская любовь нередко надежно изолирует ребенка от ровесников. У них все по-другому Школьная жизнь строго регламентирована: здесь есть и свой тайный моральный кодекс, и свой свод неписаных правил. Результаты проведенного исследования по определению рейтинга основных человеческих качеств позволили психологам сделать вывод, что в сверстниках дети в первую очередь ценят качества эмоционально-личностного характера. Среди них первые - доброта, сердечность, искренность, чувствительность, веселость, уравновешенность, душевность. Обладателей таких качеств признает и полюбит любой здоровый коллектив. Заметим, правда, что в понятии детей сами эти слова имеют несколько не те значения, что в нашем, взрослом языке. Например, доброта в нашем с вами толковании - очень абстрактное понятие, и, если наши знакомые не дали нам вчера взаймы, мы не станем это расценивать как жадность. У детей же любая подобная мелочь считается непростительной и свидетельствует об отсутствии именно доброты. Или, скажем, сердечность. Во взрослом понятии сердечность является составной частью душевности. Для детей же - это вполне конкретное умение сочувствовать всему живому, в том числе дворовым кошкам и собакам. Душевность в их понимании - это принятие других людей, а искренность - честность со всеми и во всем. Особое внимание в школьном коллективе уделяют уравновешенности, или, как говорят сами дети, спокойности. Часто нарушение именно этого понятия служит поводом для исключения ребенка из рядов нормальных. На втором месте стоят морально-волевые качества. Это честность, справедливость, ответственность, решительность, отважность. Причем отважность и решительность являются синонимами в детском толковании. Честность - это порядочность по отношению к кругу одноклассников (сказать неправду взрослому не считается зазорным). А ответственность подразумевает отношение скорее к учебе, чем к людям. Каждому взрослому хочется привить своему ребенку как можно больше высоких качеств. Вот только дети плохо дифференцируют сложные понятия, а некоторые и вообще не понимают, о чем идет речь. Поэтому лучше всего объяснить ребенку желаемое простым и прозрачным детским языком. А еще лучше показать, как работает то или иное качество, на собственном примере. Заподозрив неладное - не медлите. Прежде всего постарайтесь вызвать ребенка на откровенный разговор. Обязательно сходите в школу. Чем более объективна информация, которой вы владеете, тем яснее будет план действий. Постарайтесь договориться о встрече с учителем в то время, когда уроки уже закончились, - тогда вас не увидят одноклассники. Иногда не стоит ставить и собственного ребенка в известность о ваших переговорах. Но, если худшие подозрения подтвердились, личные беседы становятся обязательны. Не бойтесь обращаться к квалифицированному школьному психологу - он может стать настоящим помощником вашему ребенку. Ведь переход в другой класс, смена школы - это лишь внешние изменения. А отвергнутому необходимо изменить внутренний мир. КОГДА БИТЬ ТРЕВОГУ? • Ваш ребенок вообще не хочет ходить в школу или выражает полное безразличие по этому поводу. • Он тревожный, замкнутый, а на его теле вы можете обнаружить синяки и следы от щипков. • Обычно разговорчивый в семье, он замолкает, когда речь заходит о классе и школьных товарищах. • Общение с закадычным другом во дворе, который моложе его на два-три года, доставляет ему колоссальную радость. Но со сверстниками он отказывается общаться даже в гостях. • Ваш домашний телефон молчит. Никто из одноклассников не спрашивает заданий, не зовет гулять и не приглашает в гости. • Он с раннего детства был не принят ровесниками еще в детском саду. А значит, велика вероятность того, что и класс его не примет. Делай как я! • Приучайте ребенка находить в себе силы делиться всем, что в вашем понятии совершенно неделимо. А для этого никогда не говорите: Не отдавай никому свой банан, а то ты до обеда останешься голодным. Просто дайте ему лишний - пусть поделится (или уж не давайте ничего). Положите в его пенал лишнюю ручку, объясните - вдруг кто-то забудет свою, ты ему поможешь. Доброта детям запоминается больше в мелочах. • Не надо сплетничать при ребенке и осуждать при нем его товарищей, учителей и знакомых. Старайтесь больше рассказывать ему о каждом из них что-нибудь хорошее, оправдывайте недостатки. Так вы научите вашего ребенка быть душевным. • Не будьте равнодушны. Подкормите вместе дворовую собаку или синичку за окном, погладьте по голове чужого малыша, плачущего в песочнице. Вы научите своего ребенка сочувствовать чужому горю, не смеяться над неудачами других - и он станет сердечным. • Веселость - это не признак легкомыслия. Не заставляйте детей быть слишком серьезными - пусть учатся смотреть с юмором на мир! А чтобы развить этот дар - есть веселые стихи, смешные песни, забавные мультфильмы, детские анекдоты. • Берегите нервную систему малыша, она так уязвима! Сбросив на него свои отрицательные эмоции, вы успокаиваетесь. А ребенок, придя в школу, накопленные отрицательные заряды разряжает на других - и от спокойности не остается ни следа. Контролируйте свои эмоции - тогда малыш научится контролировать свои. • Даже если в этом нет особой необходимости, определите малыша в детский сад хотя бы в последний год перед школой. Чтобы научиться справляться с естественным эгоцентризмом, ему надо почувствовать, что в солнечной системе есть и другие планеты, кроме него. Тогда жизнь по школьным правилам не станет барьером на его пути сближения со сверстниками.


Медицинские компании
зарегистрироваться
Медицинская доска объявлений
добавить объявление
Медицинские энциклопедии
Медицина Лекарства Болезни



Поиск:





© 2008-2024 Медицинский портал: медицинские организации, медицинская доска объявлений, новости, медицинские энциклопедии
О проекте Контакты Карта портала Правовая информация Реклама на medfirms.ru