Войти     Регистрация
Медицинские статьи
Анатомия, болезни, психология, красота, здоровье

Застенчивый ребенок - сигнал для родителей!


На психотерапевтическом приеме с пятилетним мальчиком: — Как ты думаешь, что такое застенчивость? — Это, когда держишься за стенку, да? Застенчивость — особенность, характерная как для детей, так и для взрослых. Быть застенчивым, значит — бояться общения, застенчивый человек видит в общении, особенно с незнакомыми людьми, угрозу. На сегодняшний день в психологии распространена точка зрения, что эта черта формируется в результате негативных переживаний, которые возникают у ребёнка в процессе общения и постепенно закрепляются в сознании. Застенчивость может быть как избирательной, так и распространяться на всё социальное окружение малыша. Одной из причин ее возникновения может быть заниженная самооценка или неуверенность в себе. Считая себя хуже, чем остальные, ребёнок начинает избегать контактов с окружающими, подсознательно не желая травмировать и без того ущемлённое самолюбие. Способность к общению — это проявление коммуникативных особенностей личности. А они в свою очередь состоят: из желания вступать в контакт с окружающими, умения организовать общение — слушать, сопереживать, решать конфликтные ситуации, из знания норм и правил взаимодействия с окружающими. Такой порядок в построении общения характерен для взрослых. У детей все наоборот — желание возникает только из знания правил и умения организовать общение. Часто детская застенчивость и замкнутость являются следствием того, что ребенка просто не научили общаться. Но для этого нужно только приложить усилие, и главное — желание и понимание… Если застенчивость не мешает жизни вашего ребенка — значит, это не проблема. Возможно, это проявление особенностей темперамента — сдержанности, интроверсии. Многие дети справляются со стеснительностью и застенчивостью, приобретая разнообразный опыт общения. Но если застенчивость мешает самому ребенку — знакомиться, отвечать на вопросы учителя, сдавать устные экзамены, — тогда необходимо вмешательство. Своевременное и очень деликатное. Я благодарна своему преподавателю профессору Воронову за одну из его гениальных фраз, которую сейчас использую как девиз: Нет хороших людей — есть люди, с которыми мне хорошо. Нет плохих людей — есть люди, с которыми мне плохо. Нет недостатков — есть то, что нас отличает друг от друга. Как, например, замкнутость, стеснительность, застенчивость. Любому родителю (да и просто человеку) важно помнить и донести до своего малыша — мы разные и мы имеем право на эту разность. Возможно, какие-то отличия нашего ребенка и требуют коррекции и трансформации (заметим — не давления и переделки). Возможно, ему нужна просто адаптация к окружающему миру. И застенчивость — опять-таки не недостаток, а особенность проявления его чувствительности, творческого архетипа — как только раскроется его творческий потенциал, появится и ощущение уверенности, в том числе и в общении. Роль родителей во многом в этом и заключается — в подготовке детей к выходу в социальное пространство. А проявления стеснительности чаще возникают в семьях с гиперопекой, у родителей, которые реализуются исключительно в ребенке. И подсознательно привязывают его к себе. Часто на психотерапевтическом приеме мамы проговариваются — мы ходим в садик, мы занимаемся рисованием, мы научились… И здесь нужна работа именно с мамой, чтобы, наконец, отпустить ребенка, дать ему прочувствовать свое Я. Ведь самостоятельности невозможно научить, ее можно только предоставить. Существует теория, согласно которой ребенок после шести лет должен проживать одновременно три социальные роли — группы. Например, школа, двор, кружок или секция — в каждой группе он приобретет свой опыт, где-то будет ведущим, где-то ведомым. Поведенческий кругозор ребенка расширится. Следовательно, он приобретет и навыки общения. Также застенчивость проявляется в тех семьях, где преобладает авторитарный стиль воспитания. Где собственное чадо как в прокрустово ложе вгоняется в стереотип идеального ребенка. Где его недостатки (не принимаемые как отличия) высмеиваются и существует жесткая система поощрений и наказаний. Я часто спрашиваю у родителей, что любят их дети, о чем мечтают, что рисуют, что они, родители, любят в своих детях (заметим — не за что любят, а именно что любят) зачастую взрослых эти вопросы приводят в замешательство. Присмотритесь к рисункам своих детей. Еще в 19 веке рисунок был назван основным путем познания. В нем при желании вы сможете увидеть то, что ребенок хочет, но не может рассказать о своем состоянии. Есть очень простая методика психологического исследования — рисунок человека, себя. На приеме, играя с маленьким пациентом, я изображаю фотографа, делающего снимок модели (ребенка), и прошу потом эту фотографию нарисовать. Если фигурка человечка слишком мала, расположена где-то в углу, у стенки, — это говорит о том, что в настоящий момент (а любой тест отражает ситуацию текущего момента) ребенок неуверен в себе, застенчив, стремится стать незаметнее… В этом случае необходимо приложить усилия для того, чтобы малыш почувствовал психологическую безопасность. Если вы видите, что у вашего ребенка возникают трудности в общении, проанализируйте свое поведение, возможно, пришло время скорректировать методы воспитания. Сами оставайтесь в любых ситуациях, связанных с ребенком, спокойными, доброжелательными и невозмутимыми. Не называйте малыша застенчивым. Любой ярлык запускает определенную программу в нашем подсознании. Не сравнивайте с другими. Даже про себя. Ребенок все равно почувствует, что не соответствует нарисованному вами образцу. Результат — ощущение еще большей незащищенности и неуверенности. В новом окружении ребенок может испугаться, попроситься на руки или ухватиться за вашу одежду. Не привлекайте к его поведению внимания. Подождите, когда малыш почувствует уверенность, он сам отпустит руку или станет на ножки. Застенчивые дети не любят сюрпризов — старайтесь готовить их заранее к предстоящим событиям, даже незначительным и, с вашей точки зрения, приятным. Задействуйте все свои творческие способности — почаще играйте в ролевые игры, играйте с пальчиковыми или другими куклами. В сказке, театральной постановке отрабатывайте разные ситуации. Например, разговор в автобусе с кондуктором или поиск туалета в театре. Вместе с ребенком (не за него, а именно вместе) выбирайте для него ответственность — например, за то, что в доме всегда будет хлеб, газета с программой и т. п. в зависимости от возраста. Это прибавит маленькому человеку ощущение значимости, повысит самооценку, разовьет коммуникативные навыки, а к тому же он будет приобретать опыт оперирования деньгами. Попросите ребенка о помощи в вашем присутствии: узнать у прохожего, который час, вызвать по телефону такси, ответить на телефонный звонок или самостоятельно позвонить родственнику… Вообще, полезно советоваться с детьми, но только в том случае, если вы готовы следовать их советам. Будет замечательно, если вы подготовите домашний концерт с билетами, программкой, с несколькими приглашенными из ближайшего окружения зрителями. Ведущим актером, которого встретят аплодисментами, конечно, будет ребенок. Если малыш любит рисовать, можно устроить в коридоре галерею его работ… Занимайтесь собственной реализацией и помните: Вы (родители) — луки, из которых ваши дети, как стрелы, посланы вперед…. (Поэма Пророк. Дж.Х. Джебран).


Медицинские компании
зарегистрироваться
Медицинская доска объявлений
добавить объявление
Медицинские энциклопедии
Медицина Лекарства Болезни



Поиск:





© 2008-2024 Медицинский портал: медицинские организации, медицинская доска объявлений, новости, медицинские энциклопедии
О проекте Контакты Карта портала Правовая информация Реклама на medfirms.ru