Войти     Регистрация
Медицинские статьи
Анатомия, болезни, психология, красота, здоровье

Учим говорить красиво. (рекомендации для родителей)


Учим говорить красиво. (рекомендации для родителей) 2005, №5 (16) ноябрь-декабрь, Растем и развиваемся Всем известно, что именно первые годы жизни особенно важны для становления ребенка. В процессе общения с близкими людьми ребеноксоциальный опыт, характер взаимодействия с окружающей средой, слушает обращенную речь, пытается ей подражать, т.е. социализируется. Для этого необходимо создавать соответствующие условия: организовывать окружающую среду, знакомить с предметами и явлениями, формировать познавательную активность, руководить поведением, чувствами, эмоциями, развивать сенсорные способности малыша, поддерживать проявления самостоятельности, правильно выбирая методы воспитания и учитывая своеобразие этого периода детства. Екатерина Владимировна Созонова, учитель-логопед, детская специализированная больница восстановительного лечения Что же важнее для ребенка на данном этапе его развития? Работа над развитием двигательных навыков? А может быть, развитие речи, если ребенок не говорит? Или развитие внимания, если ребенок неусидчив? Может быть, что-то еще? Невозможно отделить какой-то один определенный процесс от всех остальных и работать только над ним. Все функции в организме взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поэтому необходимо работать над всеми направлениями одновременно и в системе. В раннем возрасте предметная деятельность является ведущей. Ребенок живет в предметном мире. Именно в возрасте от года до трех лет он начинает усваивать существующие в обществе способы употребления различных предметов. Знакомясь с предметами и осваивая их, малыш выделяет разные их признаки, свойства, а значит, развивается и его восприятие. Он запоминает предметы, их признаки, названия - развивается память, речь. Пытаясь понять, как действовать с предметами, малыш размышляет, практически действуя. Развитие при этом мелких мышц, движений руки влияет на развитие его речи, интеллекта. Таким образом, психическое и физическое развитие человека происходит в предметной деятельности. Ее содержание - это и есть усвоение ребенком способов употребления предметов. Овладение ею влияет на освоение других видов деятельности. Ведь предметная деятельность - основа, из которой берет начало игра, труд, изобразительная деятельность и др. Чтобы помочь ребенку освоить предметную деятельность, необходимо учитывать этапы развития предметного действия. Их определил известный психолог Д.Б. Эльконин. Сначала действие выполняется ребенком совместно со взрослым (прием ) - это первый этап. Когда малыш почувствовал характер движения, его траекторию, ритм, результат и выполняет его совместно без усилий, возможно совместно-раздельное действие. То есть начинается действие совместно, а заканчивает его ребёнок самостоятельно - это второй этап его освоения. Затем ребенок выполняет действие только на основе показа - это третий этап освоения. И последний этап - когда ребенок выполняет действие сам, но на основе подсказки взрослого. Мы предлагаем вашему вниманию серию пособий, расположенных от простейших, в основе которых лежат манипуляции с предметами, до более сложных, предполагающих включение мыслительных операций. Для каждого пособия разработаны упражнения, имеющие несколько уровней сложности (от двух до пяти в каждой игре).Многие из этих пособий несложно изготовить в домашних условиях. 1. Пальчиковый бассейн (тазик с перловкой). I урок - перебирание крупы пальцами. II урок - находить в бассейне спрятанные предметы, давать по просьбе. III урок - находить в бассейне конкретную игрушку по инструкции. 2. Музыкальные игрушки. I урок - стучать по бубну рукой. II урок - стучать палочками по металлофону. III урок - играть одним пальчиком на детскому пианино. IV урок - дифференциация звучащих предметов на слух - за ширмой (развитие фонематического слуха). 3. Ленты в банке. I урок- вытягивать ленточки из банки и дарить мишке. II урок - дарить разным персонажам (понимание двухступенчатой инструкции). III урок - вытягивать ленточки по цветам (соотнесение). 4. Гусь с кольцами. I урок - снимать кольца с гуся. II урок - надевать кольца на гуся. III урок - искать кольцо в пространстве (в поле зрения - сидя на месте) и надевать на гуся. IV урок - искать кольцо в пространстве (в комнате); подойти, взять, найти гуся в пространстве (в комнате), подойти и надеть ему кольцо на шею. 5. Мишка с грибочками (грибочки разной величины, сделанные из папье-маше, две коробки с отверстиями разного диаметра). I урок - доставать грибы. II урок - садить грибы на полянку (попадать ножкой гриба в дырочку). III урок - дифференциация грибов по величине. 6. Ёжик с палочками. I урок - доставать палочки. II урок - втыкать палочки. III урок - доставать палочки у одного ёжика, втыкать другому. 7. Шарики и кубики в банках. I урок - доставать и складывать шарики в банку без крышки. II урок - складывать шарики в банку с отверстием в крышке. III урок - дифференцировать шарики и кубики по двум банкам с отверстиями в крышках. 8. . I урок - доставать любую игрушку из мешка, давать по просьбе. II урок - давать конкретную игрушку из предложенных, складывать в мешок. III урок - на ощупь находить конкретную игрушку по инструкции. 9. Полые стаканчики. I урок - доставать стаканчики, давать по просьбе. II урок - вкладывать предъявленный стаканчик. III урок - переворачивать стаканчик и ставить на башню, переворачивать стаканчик и вкладывать обратно. IV урок - складывать стаканчики самостоятельно а) 4 шт.б) 8 шт. 10. Пирамидка. I урок - снимать кольца в наклонном положении, в вертикальном положении. II урок - надевать кольца на пластмассовую пирамидку, на деревянную пирамидку. III урок - собирать пирамидку по величине с обучающей помощью, самостоятельно. 11.Мишка-рыболов ( с магнитом на конце, железные пробки, обклеенные цветной бумагой) : I урок - складывать рыбки мишке в сумку. II урок - давать рыбки двум-трем разным персонажам по инструкции. Ш урок - ловить рыбу удочкой и складывать мишке в сумку. IV урок - ловить рыбку удочкой и соотносить по цвету (раскладывать по стаканчикам). 12. Кубики. I урок - доставать кубики из коробки, давать по просьбе, складывать обратно. II урок - строить башню из двух (трех) кубиков (домик для куклы), строить дорогу для машины. III урок - дифференцировать большие и маленькие кубики (раскладывать в коробки разной величины). IV урок - строить поезд из больших и маленьких кубиков (чередование), рассаживать пассажиров по вагонам. V урок - конструирование из двух деталей по образцу, конструирование из трех-пяти деталей по образцу, изменение фигурыпо подражанию. 13. Крупная мозаика. I урок - раскладывать фишки в ячейки. II урок - сличение двух-трех цветов (по двум-трём ячейкам). Ш урок - строить дорожку одного цвета. IV урок - строить дорожку, соблюдая заданную очередность цветов(чередование двух-трех цветов). V урок - строить элементарные фигуры по образцу. 14. . I урок - соотнесение игрушки с фотографией. II урок - соотнесение игрушки с предметной картинкой. III урок - парные картинки (искать такую же, закрывать) 3-4 картинки, 6-8 картинок. IV урок - игра . 15. Баночки с откручивающимися крышками. I урок - откручивать банку, вытряхивать содержимое, вкладывать обратно. II урок - подбирать крышку к соответствующей банке (по цвету, размеру), закручивать. 16. Зайчик (баночка с изображением зайчика на крышке, вместо рта - прорезь). I урок - кормить зайчика (опускать фишки в прорезь - рот). II урок - кормить зайчикапеченинкой (фишкой) по цвету, по форме. III урок - выделение конкретной фигуры по цвету, выделение фигуры по двум признакам (по цвету и форме). 17. Листочки на прищепках. I урок - снимать прищепки с банки, давать одному-двум персонажам. II урок - прикреплять прищепки на банку. III урок - прикреплять листочки на прищепки. IV урок - соотносить листочки и прищепки по цвету, соотносить листочки и прищепки по двум признакам (по цвету и размеру). 18. Разрезные картинки. I урок - картинка из двух частей. II урок - картинка из трёх частей. III урок - картинка из четырёх частей. 19. Матрёшка. I урок - двухсоставная матрёшка. II урок - трёхсоставная матрёшка. III урок - четырёхсоставная матрёшка (и более). 20. Конструирование из палочек по образцу. I урок - из 2-4 палочек. II урок - из 5-6 палочек. III урок - из большего количества палочек. В качестве примера приведем подробное описание одной игры. Кубики Оборудование: по восемь-десять кубиков разной величины (большие и маленькие), две коробки разной величины, игрушки: паровоз, машинка, кукла, мишка, зайчик и др., деревянный конструктор. I уровень - Это кубик. На кубик. Возьми в другую руку. Подержи двумя руками. (Формирование навыка захвата и удержания предмета.) - Дай маме кубик. Скажи: . (Развитие речи - вызывание звукоподражаний.) - Достань кубик из коробки. Постучи кубиком: . (Развитие речи - вызывание звукоподражаний.) Дай кубик маме. - На кубик, положи в коробку. Возьми ещё кубик. Положи в коробку. (Формирование предметных действий.) II уровень а) - Давай построим домик для куклы. - Посмотри, как я ставлю кубик на кубик. Получился домик. Теперь ты сам. На кубик, ставь на стол. Возьми ещё кубик, ставь сверху. (При необходимости - указание, куда ставить, или пассивно-активная помощь.) (Развитие зрительно-моторной координации.) - Кто это? /ляля/. Посади лялю на домик. (Понимание и выполнение простых бытовых инструкций.) (Усложнение - построение башни из трех, четырех кубиков.) б) - Давай построим дорогу для машины. Посмотри, как я ставлю кубик рядом с кубиком. Попробуй так же. Возьми кубик, поставь рядом. Возьми ещё кубик. Построим длинную дорогу: (Развитие зрительно-моторной координации.) - Что это? /машина/ Как едет машина? /би-би/ (Развитие речи - вызывание звукоподражаний.) - Прокати машину по дорожке. (Формирование процессуальных действий.) III уровень - Что это? /кубики/ Посмотри, как у нас много кубиков. Здесь большие кубики и маленькие. Надо разложить их по своим домикам. Это большой кубик. Он будет жить в большом домике. (Взрослый кладет кубик в большую коробку.) А это маленький кубик. Он будет жить в маленьком домике. (Кладем в маленькую коробку.) (Развитие зрительного восприятия величины.) Теперь попробуй сам. На кубик. - Какой это кубик? /большой/ (Уточнение, обогащение словарного запаса - качественные прилагательные.) - Покажи, какой кубик /ребенок жестом показывает - поднимает руку вверх/. В какой домик положишь этот кубик? Правильно, в большой. Клади. - А это какой кубик? /маленький/ Положи его в свой домик. Молодец. Аналогично раскладываются остальные кубики. - Молодец, все кубики разложил по домикам. - Дай мне коробку с большими кубиками. (Развитие согласованности движения двух рук.) - Дай мне коробку с маленькими кубиками. Спасибо. IV уровень - Сегодня мы будем строить поезд. - Это паровоз. К паровозу нам нужно прицепить вагоны. Вагончики будут большие и маленькие. Смотри, сначала я поставлю большой вагончик, потом маленький, затем снова большой и маленький. - Возьми большой кубик, ставь рядом. Теперь возьми маленький, поставь. - Сейчас какой вагончик нужно взять? Правильно, большой и т.д. (Развитие логического мышления - продолжить логический ряд.) Давай будем рассаживать пассажиров. (Развитие пространственного восприятия.) - Кто это? /кукла/ Посади куклу на маленький кубик. (Развитие импрессивной стороны речи - понимание двухступенчатой инструкции.) - Возьми мишку /выбрать из ряда игрушек/. Посади его на большой кубик. Таким же образомрассаживаются 3-5 игрушек. Далее ребенку предлагается ответить на вопросы (развитие диалогической речи - умение отвечать на вопросы): - Кто сидит на большом кубике? - Кто сидит на большом красном кубике? - Где сидит зайчик? Сейчас игрушки с тобой поиграют. (Развитие произвольного внимания и памяти.) Закрывай глазки. (Взрослый закрывает стаканчиком одну игрушку.) Открывай глаза. Кто спрятался? /мишка/ Зови громко мишку и от прибежит: МИШ-КА. (Работа над силой голоса.) Закрывай еще раз глазки. (Игра повторяется 2-3 раза.) V уровень - Кто пришел к нам в гости? /кукла/ - Кукла хочет кушать. Давай построим для нее стол. Посмотри, как я. Построй так же. (Развитие пространственного восприятия, развитие зрительно-моторной координации.) - Покушала кукла, захотела спать. Давай сделаем для нее кровать. Посмотри. Построй так же. - Положи куклу на кровать. Покачай ее: . (Вызывание звукоподражаний, формирование элементов сюжетно-ролевой игры.) - Поспала кукла, захотела посидеть на стуле. Построим стул. (Уточнение активного и пассивного словарного запаса - лексическая тема .) - Посади куклу на стул. - Кукла хочет посмотреть телевизор. Сделаем для нее телевизор. Вот такой. Построй так же. Усложнение задания: конструирование из трех, четырех деталей по образцу, по подражанию; изменение одной детали в фигуре по образцу. Данные игры-упражнения дают возможность системного развития ребенка в процессе работы с каждым пособием и одновременно включают его в повседневную жизнь. В ежедневной деятельности ребенок сталкивается с разнообразными задачами, трудностями, проблемами. Данные игры учат его тем навыкам, с которыми он встретится в своей жизни.


Медицинские компании
зарегистрироваться
Медицинская доска объявлений
добавить объявление
Медицинские энциклопедии
Медицина Лекарства Болезни



Поиск:





© 2008-2024 Медицинский портал: медицинские организации, медицинская доска объявлений, новости, медицинские энциклопедии
О проекте Контакты Карта портала Правовая информация Реклама на medfirms.ru