Медицинские статьи
Анатомия, болезни, психология, красота, здоровье
Учим говорить красиво. (рекомендации для родителей)
Учим говорить красиво. (рекомендации для родителей)
2005, №5 (16) ноябрь-декабрь, Растем и развиваемся
Всем известно, что именно первые годы жизни особенно важны для становления ребенка. В процессе общения с близкими людьми ребеноксоциальный опыт, характер взаимодействия с окружающей средой, слушает обращенную речь, пытается ей подражать, т.е. социализируется. Для этого необходимо создавать соответствующие условия: организовывать окружающую среду, знакомить с предметами и явлениями, формировать познавательную активность, руководить поведением, чувствами, эмоциями, развивать сенсорные способности малыша, поддерживать проявления самостоятельности, правильно выбирая методы воспитания и учитывая своеобразие этого периода детства.
Екатерина Владимировна Созонова, учитель-логопед, детская специализированная больница восстановительного лечения
Что же важнее для ребенка на данном этапе его развития? Работа над развитием двигательных навыков? А может быть, развитие речи, если ребенок не говорит? Или развитие внимания, если ребенок неусидчив? Может быть, что-то еще?
Невозможно отделить какой-то один определенный процесс от всех остальных и работать только над ним. Все функции в организме взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поэтому необходимо работать над всеми направлениями одновременно и в системе.
В раннем возрасте предметная деятельность является ведущей. Ребенок живет в предметном мире. Именно в возрасте от года до трех лет он начинает усваивать существующие в обществе способы употребления различных предметов.
Знакомясь с предметами и осваивая их, малыш выделяет разные их признаки, свойства, а значит, развивается и его восприятие. Он запоминает предметы, их признаки, названия - развивается память, речь. Пытаясь понять, как действовать с предметами, малыш размышляет, практически действуя. Развитие при этом мелких мышц, движений руки влияет на развитие его речи, интеллекта.
Таким образом, психическое и физическое развитие человека происходит в предметной деятельности. Ее содержание - это и есть усвоение ребенком способов употребления предметов. Овладение ею влияет на освоение других видов деятельности. Ведь предметная деятельность - основа, из которой берет начало игра, труд, изобразительная деятельность и др.
Чтобы помочь ребенку освоить предметную деятельность, необходимо учитывать этапы развития предметного действия. Их определил известный психолог Д.Б. Эльконин. Сначала действие выполняется ребенком совместно со взрослым (прием ) - это первый этап. Когда малыш почувствовал характер движения, его траекторию, ритм, результат и выполняет его совместно без усилий, возможно совместно-раздельное действие. То есть начинается действие совместно, а заканчивает его ребёнок самостоятельно - это второй этап его освоения. Затем ребенок выполняет действие только на основе показа - это третий этап освоения. И последний этап - когда ребенок выполняет действие сам, но на основе подсказки взрослого.
Мы предлагаем вашему вниманию серию пособий, расположенных от простейших, в основе которых лежат манипуляции с предметами, до более сложных, предполагающих включение мыслительных операций. Для каждого пособия разработаны упражнения, имеющие несколько уровней сложности (от двух до пяти в каждой игре).Многие из этих пособий несложно изготовить в домашних условиях.
1. Пальчиковый бассейн (тазик с перловкой).
I урок - перебирание крупы пальцами.
II урок - находить в бассейне спрятанные предметы, давать по просьбе.
III урок - находить в бассейне конкретную игрушку по инструкции.
2. Музыкальные игрушки.
I урок - стучать по бубну рукой.
II урок - стучать палочками по металлофону.
III урок - играть одним пальчиком на детскому пианино.
IV урок - дифференциация звучащих предметов на слух - за ширмой (развитие фонематического слуха).
3. Ленты в банке.
I урок- вытягивать ленточки из банки и дарить мишке.
II урок - дарить разным персонажам (понимание двухступенчатой инструкции).
III урок - вытягивать ленточки по цветам (соотнесение).
4. Гусь с кольцами.
I урок - снимать кольца с гуся.
II урок - надевать кольца на гуся.
III урок - искать кольцо в пространстве (в поле зрения - сидя на месте) и надевать на гуся.
IV урок - искать кольцо в пространстве (в комнате); подойти, взять, найти гуся в пространстве (в комнате), подойти и надеть ему кольцо на шею.
5. Мишка с грибочками (грибочки разной величины, сделанные из папье-маше, две коробки с отверстиями разного диаметра).
I урок - доставать грибы.
II урок - садить грибы на полянку (попадать ножкой гриба в дырочку).
III урок - дифференциация грибов по величине.
6. Ёжик с палочками.
I урок - доставать палочки.
II урок - втыкать палочки.
III урок - доставать палочки у одного ёжика, втыкать другому.
7. Шарики и кубики в банках.
I урок - доставать и складывать шарики в банку без крышки.
II урок - складывать шарики в банку с отверстием в крышке.
III урок - дифференцировать шарики и кубики по двум банкам с отверстиями в крышках.
8. .
I урок - доставать любую игрушку из мешка, давать по просьбе.
II урок - давать конкретную игрушку из предложенных, складывать в мешок.
III урок - на ощупь находить конкретную игрушку по инструкции.
9. Полые стаканчики.
I урок - доставать стаканчики, давать по просьбе.
II урок - вкладывать предъявленный стаканчик.
III урок - переворачивать стаканчик и ставить на башню, переворачивать стаканчик и вкладывать обратно.
IV урок - складывать стаканчики самостоятельно а) 4 шт.б) 8 шт.
10. Пирамидка.
I урок - снимать кольца
в наклонном положении,
в вертикальном положении.
II урок - надевать кольца
на пластмассовую пирамидку,
на деревянную пирамидку.
III урок - собирать пирамидку по величине
с обучающей помощью,
самостоятельно.
11.Мишка-рыболов ( с магнитом на конце, железные пробки, обклеенные цветной бумагой) :
I урок - складывать рыбки мишке в сумку.
II урок - давать рыбки двум-трем разным персонажам по инструкции.
Ш урок - ловить рыбу удочкой и складывать мишке в сумку.
IV урок - ловить рыбку удочкой и соотносить по цвету (раскладывать по стаканчикам).
12. Кубики.
I урок - доставать кубики из коробки, давать по просьбе, складывать обратно.
II урок -
строить башню из двух (трех) кубиков (домик для куклы),
строить дорогу для машины.
III урок - дифференцировать большие и маленькие кубики (раскладывать в коробки разной величины).
IV урок - строить поезд из больших и маленьких кубиков (чередование), рассаживать пассажиров по вагонам.
V урок -
конструирование из двух деталей по образцу,
конструирование из трех-пяти деталей по образцу, изменение фигурыпо подражанию.
13. Крупная мозаика.
I урок - раскладывать фишки в ячейки.
II урок - сличение двух-трех цветов (по двум-трём ячейкам).
Ш урок - строить дорожку одного цвета.
IV урок - строить дорожку, соблюдая заданную очередность цветов(чередование двух-трех цветов).
V урок - строить элементарные фигуры по образцу.
14. .
I урок - соотнесение игрушки с фотографией.
II урок - соотнесение игрушки с предметной картинкой.
III урок - парные картинки (искать такую же, закрывать)
3-4 картинки,
6-8 картинок.
IV урок - игра .
15. Баночки с откручивающимися крышками.
I урок - откручивать банку, вытряхивать содержимое, вкладывать обратно.
II урок - подбирать крышку к соответствующей банке (по цвету, размеру), закручивать.
16. Зайчик (баночка с изображением зайчика на крышке, вместо рта - прорезь).
I урок - кормить зайчика (опускать фишки в прорезь - рот).
II урок - кормить зайчикапеченинкой (фишкой)
по цвету,
по форме.
III урок -
выделение конкретной фигуры по цвету,
выделение фигуры по двум признакам (по цвету и форме).
17. Листочки на прищепках.
I урок - снимать прищепки с банки, давать одному-двум персонажам.
II урок - прикреплять прищепки на банку.
III урок - прикреплять листочки на прищепки.
IV урок -
соотносить листочки и прищепки по цвету,
соотносить листочки и прищепки по двум признакам (по цвету и размеру).
18. Разрезные картинки.
I урок - картинка из двух частей.
II урок - картинка из трёх частей.
III урок - картинка из четырёх частей.
19. Матрёшка.
I урок - двухсоставная матрёшка.
II урок - трёхсоставная матрёшка.
III урок - четырёхсоставная матрёшка (и более).
20. Конструирование из палочек по образцу.
I урок - из 2-4 палочек.
II урок - из 5-6 палочек.
III урок - из большего количества палочек.
В качестве примера приведем подробное описание одной игры.
Кубики
Оборудование: по восемь-десять кубиков разной величины (большие и маленькие), две коробки разной величины, игрушки: паровоз, машинка, кукла, мишка, зайчик и др., деревянный конструктор.
I уровень
- Это кубик. На кубик. Возьми в другую руку. Подержи двумя руками. (Формирование навыка захвата и удержания предмета.)
- Дай маме кубик. Скажи: . (Развитие речи - вызывание звукоподражаний.)
- Достань кубик из коробки. Постучи кубиком: . (Развитие речи - вызывание звукоподражаний.) Дай кубик маме.
- На кубик, положи в коробку. Возьми ещё кубик. Положи в коробку. (Формирование предметных действий.)
II уровень
а) - Давай построим домик для куклы.
- Посмотри, как я ставлю кубик на кубик. Получился домик. Теперь ты сам. На кубик, ставь на стол. Возьми ещё кубик, ставь сверху. (При необходимости - указание, куда ставить, или пассивно-активная помощь.) (Развитие зрительно-моторной координации.)
- Кто это? /ляля/. Посади лялю на домик. (Понимание и выполнение простых бытовых инструкций.)
(Усложнение - построение башни из трех, четырех кубиков.)
б) - Давай построим дорогу для машины. Посмотри, как я ставлю кубик рядом с кубиком. Попробуй так же. Возьми кубик, поставь рядом. Возьми ещё кубик. Построим длинную дорогу: (Развитие зрительно-моторной координации.)
- Что это? /машина/ Как едет машина? /би-би/ (Развитие речи - вызывание звукоподражаний.)
- Прокати машину по дорожке. (Формирование процессуальных действий.)
III уровень
- Что это? /кубики/ Посмотри, как у нас много кубиков. Здесь большие кубики и маленькие. Надо разложить их по своим домикам.
Это большой кубик. Он будет жить в большом домике. (Взрослый кладет кубик в большую коробку.)
А это маленький кубик. Он будет жить в маленьком домике. (Кладем в маленькую коробку.) (Развитие зрительного восприятия величины.)
Теперь попробуй сам. На кубик.
- Какой это кубик? /большой/ (Уточнение, обогащение словарного запаса - качественные прилагательные.)
- Покажи, какой кубик /ребенок жестом показывает - поднимает руку вверх/.
В какой домик положишь этот кубик? Правильно, в большой. Клади.
- А это какой кубик? /маленький/
Положи его в свой домик. Молодец.
Аналогично раскладываются остальные кубики.
- Молодец, все кубики разложил по домикам.
- Дай мне коробку с большими кубиками. (Развитие согласованности движения двух рук.)
- Дай мне коробку с маленькими кубиками. Спасибо.
IV уровень
- Сегодня мы будем строить поезд.
- Это паровоз. К паровозу нам нужно прицепить вагоны. Вагончики будут большие и маленькие. Смотри, сначала я поставлю большой вагончик, потом маленький, затем снова большой и маленький.
- Возьми большой кубик, ставь рядом. Теперь возьми маленький, поставь.
- Сейчас какой вагончик нужно взять? Правильно, большой и т.д. (Развитие логического мышления - продолжить логический ряд.)
Давай будем рассаживать пассажиров. (Развитие пространственного восприятия.)
- Кто это? /кукла/ Посади куклу на маленький кубик. (Развитие импрессивной стороны речи - понимание двухступенчатой инструкции.)
- Возьми мишку /выбрать из ряда игрушек/. Посади его на большой кубик.
Таким же образомрассаживаются 3-5 игрушек.
Далее ребенку предлагается ответить на вопросы
(развитие диалогической речи - умение отвечать на вопросы):
- Кто сидит на большом кубике?
- Кто сидит на большом красном кубике?
- Где сидит зайчик?
Сейчас игрушки с тобой поиграют. (Развитие произвольного внимания и памяти.) Закрывай глазки. (Взрослый закрывает стаканчиком одну игрушку.) Открывай глаза. Кто спрятался? /мишка/ Зови громко мишку и от прибежит: МИШ-КА. (Работа над силой голоса.)
Закрывай еще раз глазки. (Игра повторяется 2-3 раза.)
V уровень
- Кто пришел к нам в гости? /кукла/
- Кукла хочет кушать. Давай построим для нее стол. Посмотри, как я. Построй так же. (Развитие пространственного восприятия, развитие зрительно-моторной координации.)
- Покушала кукла, захотела спать. Давай сделаем для нее кровать. Посмотри. Построй так же.
- Положи куклу на кровать. Покачай ее: . (Вызывание звукоподражаний, формирование элементов сюжетно-ролевой игры.)
- Поспала кукла, захотела посидеть на стуле. Построим стул. (Уточнение активного и пассивного словарного запаса - лексическая тема .)
- Посади куклу на стул.
- Кукла хочет посмотреть телевизор. Сделаем для нее телевизор. Вот такой. Построй так же.
Усложнение задания: конструирование из трех, четырех деталей по образцу, по подражанию; изменение одной детали в фигуре по образцу.
Данные игры-упражнения дают возможность системного развития ребенка в процессе работы с каждым пособием и одновременно включают его в повседневную жизнь. В ежедневной деятельности ребенок сталкивается с разнообразными задачами, трудностями, проблемами. Данные игры учат его тем навыкам, с которыми он встретится в своей жизни.
|
|