Войти     Регистрация
Медицинский словарь

Сурдопедагогика

Сурдопедагогика - I Сурдопедагогика (лат. surdus глухой + греч. paidagogike искусство воспитания) раздел дефектологии, занимающийся вопросами воспитания, образования и обучения детей с аномалиями слуха (акупатов). Сурдопедагогика изучает закономерности физического и психического развития глухих и слабослышащих, в т.ч. поздно оглохших, детей дошкольного и школьного возраста, определяет пути преодоления аномалий их развития вследствие дефекта слуха и оптимальные условия обучения, воспитания, социальной адаптации и др. Одна из главных задач С. — формирование у детей с аномалиями слуха полноценной устной речи, являющейся основой интеллектуального развития и средством социальной адаптации. Формирование устной речи осуществляется с помощью различных методов. При применении так называемого концентрического метода обучение разделяется как бы на две части — два концентра. В первом концентре дети овладевают семнадцатью основными фонемами, когда звонкие согласные заменяют глухими и, например, слово «дай» звучит как «тай». Во втором концентре путем тренировок приближенное произношение уточняется, и речь становится похожей на нормальную. При использовании коммуникативного метода устная речь формируется аналогично этому процессу у слышащих маленьких детей. В основе метода лежит механизм подражания. При использовании этого метода в дальнейшем дети с аномалиями слуха учатся вместе со слышащими детьми. Ряд зарубежных специалистов рекомендует применять метод тотальной коммуникации, представляющий собой сочетание жестовой, дактильной, устной и письменной речи. Использование любой методики основано на обязательном широком применении звукоусиливающей аппаратуры. Дети с аномалиями слуха, приобретшие навыки устной речи, для сохранения этих навыков в дальнейшем должны обязательно учиться вместе с нормально слышащими детьми. Отечественная и зарубежная практики убеждает в том, что в итоге акупаты овладевают полноценной речью и могут в дальнейшем продолжать образование в средней и высшей школе. Обучение проводится в школах для глухих и слабослышащих детей сурдопедагогами; внеклассной работой занимаются воспитатели. Результаты обучения тем успешнее, чем раньше выявлена аномалия слуха у ребенка; кроме того, они зависят от правильного подбора и настройки в оптимальном режиме работы звукоусиливающих средств, тщательного наблюдения за продолжительностью и уровнем акустического воздействия. Обеспечение этих мер контролируют оториноларинголог и сурдопедагог детского учреждения. Библиогр.: Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети, М., 1963; Тимохин В.П. Сурдопедагогика, М., 1985. II Сурдопедагогика (Сурдо- + педагогика) раздел оториноларингологии и педагогики, разрабатывающий методы развития слухового восприятия и использования остатков слуховой функции у тугоухих с целью формирования словесной речи.


<- СурдомутизмСурдопедагогикаСурдотерапевтическая аппаратура ->


Медицинские компании
зарегистрироваться
Медицинская доска объявлений
добавить объявление
Медицинские энциклопедии
Медицина Лекарства Болезни



Поиск:





© 2008-2024 Медицинский портал: медицинские организации, медицинская доска объявлений, новости, медицинские энциклопедии
О проекте Контакты Карта портала Правовая информация Реклама на medfirms.ru